03 апреля 2019      129    

Развитие речи ребёнка до 3-х и после.

Ранний возраст (от рождения до 3-х лет) – особый период в жизни ребёнка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А ещё, это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи!

Развитие речи ребёнка начинается с произношения отдельных звуков.Для того, чтобы ребёнок научился разделять звуки и отличать один от другого, необходимо воспитывать фонематический слух. Не обязательно дожидаться, когда ребёнок заговорит. Погружение в мир звуков и интонаций начинается с самого рождения. Достаточно понаблюдать за ребёнком, как он реагирует на те, или иные звуки. Какие звуки привлекают его внимание, рождают эмоциональную реакцию.

Поиграйте с ребёнком, произнося самые простые: «З», «Ж», «К», «а-а», «у-у»…. Соедините 2-3 звука «ау», «уа», «кх», «бр», и т.д.. Экспериментируйте! Вы обязательно заметите интерес ребёнка. При этом дети очень серьёзно наблюдают за артикуляционным аппаратом взрослого, прямо «смотрят в рот»! Они внимательно изучают, как мы складываем губы, где находится в это время язык и т.д.. Такой интерес ребёнка можно использовать для различных артикуляционных игр. Говорите на уровне глаз ребёнка. Повторяйте слова чётко, медленно, ещё и ещё раз. Старайтесь употреблять короткие предложения. Произносите слова правильно, не искажая и не сюсюкаясь с ребёнком. В этом случае он будет произносить слово сам и слышать разницу с «оригиналом» (вашим произношением). Подчёркивать правильность своего произношения и недостатки в речи ребёнка тоже не стоит. Будьте снисходительны! Он ведь тренируется, причём очень усердно.

Кроме того, прекрасно развивают слух различные музыкальные инструменты. Они стучат, гремят, звенят, рождают разные ритмические рисунки! А ведь для этого, нужно сделать какое-то движение одной или двумя руками. И вот уже ребёнок включает моторику, что очень хорошо влияет на развитие речи в целом.

Чуть позже наступает активный период расширения словарного запаса.На первом этапе важно познакомить ребёнка с различными понятиями. Просто называть предметы, действия. Говорить можно не много. Например, знакомство с миром животных можно начать так: название животного, название его детёныша, как оно разговаривает, название частей тела.

Когда ребёнок становится постарше и уже накопил достаточный словарный запас, мы помогаем ему классифицировать понятия: животные (дикие, домашние), растения (деревья, кусты, цветы), посуда, одежда, транспорт и т.д.. Мы можем задавать детям вопросы, например: «Какую ты знаешь посуду, цветы?»; или можем обобщать: «лодка, корабль, самолёт, автобус, велосипед — это всё транспорт».

Экскурсии, поездки пробуждают яркие эмоции у детей. Знакомство с различными явлениями жизни оставляют неизгладимые впечатления. Наблюдая за животными вместе, вы можете обращать внимание ребёнка на многие признаки: какая у него шерсть, как оно дышит, как передвигается, где живёт, чем питается, характерные особенности (рога, копыта, усы), как взаимодействует с человеком и т. д.. Наблюдая за природными явлениями, составляйте описательные рассказы, читайте ребёнку стихи, побуждайте ребёнка вспоминать что-то из личного опыта. Играя с ребёнком, можно загадывать животного или предмет, называя 1,2,3 признака. Например: «Отгадай, о ком я думаю?… Она с рогами, копытами и мычит?»…

В перспективе, вы можете ориентироваться на более сложные понятия, признаки и классификации, например, животных:

o Домашние – дикие

o Дневные – ночные

o По способу питания

o По способу передвижения

o По способу размножения

o По среде обитания

o По континентам

И, конечно, важно будет выбирать для ребёнка хорошие книги!

Живое общение и ваш неподдельный интерес – лучшее, что может быть для развития речи у ребенка! Ведь всем известно, что язык лучше всего усваивается через общение с «носителем»!

Автор статьи — Белякович Марина, монтессори-педагог.

  Метки:
Контактные телефоны

+7(495) 240 83 25

+7 (903) 186 54 12

понед.-пятн. с 9.00 до 18.00
О школе за 3 минуты
Подписка по email

© 2019 Частная школа-детский сад по методу М.Монтессори · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru