Как в Монтессори-школе образование выходит за пределы класса. В чём ценность уроков на природе?
Часто, выходя за пределы класса, ученики и педагоги получают больше, чем за несколько дней привычной деятельности в школе. Каждый урок на природе – отдельное образовательное событие! Исследовать причинно-следственные связи погоды и природы, изобрести измерительные приборы из подручных средств: все эти наблюдения и навыки откладываются в копилку опыта школьника намного легче и на более долгий срок.
В Монтессори-школах уроки на природе – это всегда межпредметные события: ботаника, математика, история, география и геология, физика... и даже физкультура!
На дворе январь, что осложняет условия такого урока на природе. Но у ребят всегда есть выбор: присоединиться к такому челленджу или остаться на территории школы, где у них тоже есть работа.
Когда выбор делаешь сам, уровень ответственности всегда выше. Постфактум ты можешь оценить последствия своего выбора, положить это в копилку своего опыта и в следующий раз принять решение с учетом этого опыта. Если тебе приходится все время обращаться к себе, чтобы сделать выбор, ты прокачиваешься в ответственности и понимании себя!
Целью похода на озеро со школьниками 3-5 классов было исследование, которое лежало в самых разных образовательных плоскостях:
Ребята засекали расстояние и время, за которое проходили маршрут;
Рассчитывали среднюю скорость, с которой шли;
Прогнозировали, к какому времени вернуться;
По дороге решали задачки на скорость и движение;
Испытывали разные навигационные системы, некоторые из-за погоды не показывали Направление, куда идти, поэтому немного сбились с пути, поплутали, а значит – столкнулись с ошибками, сделали выводы, приобрели опыт;
Измеряли толщину льда на озере, обсуждали, какой лед считается безопасным;
Прокачивали коммуникативные навыки, поддерживая и помогая друг друга, делились чаем и печеньем.
Важно, что в этот поход педагоги специально не брали никакие инструменты. Когда дошли до озера, перед ребятами была поставлена задача: с помощью подручных средств организовать измерительные приборы!
Креативности ребят можно позавидовать: нашлась сразу же «долбилка» для льда и палочка с маркером. Длину палочки, кстати, померили, чтобы потом отмерить глубину проруби, которую удалось прорубить.
Этот поход сплотил их, и в конце они почувствовали себя настоящими героями, ведь им удалось пройти больше 12 км!