Статьи

Забота о мире начинается с малого

«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок —и сразу же приведи в порядок свою планету»!
Антуан де Сент-Экзюпери,
«Маленький принц».


С самого рождения ребёнка окружают разные предметы, свойственные той культуре, в которой он рождается. Взрослые вводят малыша в культуру, помогают познать предметы, дают им название и показывают их назначение. Благодаря этому ребёнок осваивает не только предметы, но и правила, которые соблюдают окружающие его люди.

Одним из основных правил монтессори-среды, является возвращение материала на место.
Давайте проследим, как следование этому, казалось-бы, простому правилу раскрывается с взрослением малыша и к чему может привести?

Порядок во внешней среде – это залог спокойствия, безопасности и уверенности малыша. Мария Монтессори писала, что «Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром». Для нас, взрослых, важно создать эти ориентиры!

В монтессори – классах особое значение имеют материалы для упражнения в практической жизни — это те виды деятельности, с которыми ребёнок сталкивается постоянно в своей жизни. Занимаясь с этими материалами, ребёнок становится более самостоятельным и независимым, получает удовольствие от собственной деятельности и становится более уверенным в себе, своих силах и возможностях. «А как это связано с правилом возвращать вещи на место?», — спросите Вы.

А вот как. Если захочется покушать, он всегда сможет нарезать фрукты, сделать бутерброд, налить себе чай или воду. А затем малыш убирает за собой, приводит всё в первоначальный вид, любуясь чистотой и порядком вокруг. Случается так, что остаётся пролитая вода, но с ней тоже легко справиться благодаря салфетке или швабре. Конечно, сначала это получается не так ловко, но благодаря ежедневным упражнениям приходит качество, навык автоматизируется.
Ребенок взрослеет и теперь он с удовольствием ухаживает за животными и растениями, постепенно понимая, что сами о себе они позаботиться не могут. Другой формой внимания к окружающему пространству является такое занятие, как вытирание пыли с материалов, с полок. Так приятно жить в чистоте!

Забота об окружающем мире не заканчивается пространством класса — на улице летом ребята так же ухаживают за цветами, а зимой радостно чистят снег! А благодаря экологическому проекту ЭКОДОМ — даже самый маленький малыш может заботиться о планете! Мы разговариваем с ребятами об экологии, они сортируют вторсырьё на макулатуру, пластик, жесть, стекло. Помогают разгружать контейнеры с вторсырьём и отправлять всё на переработку.

Экологические проблемы затрагивают всех нас! Благодаря поддержке этих идей и в семье, мы уверенны — вырастут поколения взрослых, которые смогут позаботиться о нашей планете!
Так, начиная с возвращения материала на место, наведения чистоты в классе, дети учатся заботиться об окружающем мире. И эта забота — эмоционально значимая для них, становится ценностью!

Статья подготовлена педагогом ступени 3-6 Морозкиной Татьяной.