Статьи

Про родной язык — как развивать языковые возможности у ребенка?

Как развивать языковые возможности у ребенка?


«Говорят, что изучать фонетику и морфологию в детском саду с четырехлетними несмышленышами — безумие. Однако у детей всё получается!» — так писала Мария Монтессори сто лет назад.
Так что же такое язык? Это дар Бога, Природы, с которым человек рождается. И задача взрослого (профессионала, родителя) помогать раскрывать этот уникальный дар.

Вспомним, как проявляется это в ребенке. В строго выверенной природой последовательности: сначала он осваивает звуки и звукосочетания (фонетика), затем слова (части речи, морфология), следом предложения (синтаксис) и, наконец, текст. И все это наиболее интенсивно происходит от рождения до шести лет — в сенситивный период развития речи.

Ребенок уже владеет родной речью. Скоро в школу. Как можно помочь раскрывать свои языковые возможности? Конечно, играя с ребенком. Вы едете в машине или просто гуляете, беседуете… И вдруг ваш вопрос:
— А с чего начинается «м-м-машина»?
— С [м]…
— Здорово!
И так играете с первыми, затем последними звуками в слове. Звуки и буквы должны соответствовать друг другу: т.е. мы не берём » Ду[п]», а вот рыбА — пожалуйста!

Попробуйте поэкспериментировать с ребенком: Аня — а что будет, если впереди поставить Т, В, Д?
И наоборот: Коля, что получится, если убрать К?
Более сложный вариант: Саша — замени С на Д, П и т.д.

Это очень важное умение — выделять звук в слове. Когда ребенок научится это делать — анализировать , будем переходить к синтезу.

Итак, ребенок уже свободно выделяет звуки — первые и последние, а может, даже и в середине слова. Он может соотнести звук и его символ, т.е. букву. Пока ребенок «не освоит» таким образом звук, учить его буквам рано: буква не будет «наполнена смыслом». Итак, ребенок выделяет звуки и знает буквы. Пусть пока не все. Мы продолжаем игры-эксперименты:
— Если соединить [С] ,[О] — что получится?
— СО!
Здорово! Процесс пошел! Играем в слоги. Как можно больше. А затем переходим к коротким словам, которые устно составляем из звуков: [ С], [О, [К] — что получится?
И когда ваш ребенок с восторгом поймет, что получилось СОК — слово, наполненное конкретным смыслом, тогда он ГОТОВ к ЧТЕНИЮ. Вы теперь играете в такие игры.

Моя внучка, когда ей было 5 лет, глядя из окна автобуса на вывеску, назвала все буквы в слове «магазин» и радостно прочитала его, т.е. поняла смысл, а не просто соединила звуки. «Чтение — это только понимание»- писала Мария Монтессори.

Удачи вам и вашим детям на пути к истинному наслаждению — осознанному глубокому чтению.

Своими советами делится Людмила Комиссарова — преподаватель русского языка и литературы