Статьи

Как родителю перестать делать уроки?

Если ваш ребенок только идет в школу, просто не начинайте делать с ним уроки! Легко сказать, но сложно сделать. Самостоятельный школьник точно знает: "Моя домашка – моя ответственность!", но как привить ему это понимание?

Ниже мы подготовили шаги, которые помогут правильно выстроить процесс самостоятельного выполнения "домашки" ребенком.


1. Примите, что домашнее задание задают ребенку, а не вам!

Прежде чем ваш первоклассник и вы вместе с ним столкнетесь с понятием «домашняя работа», ответьте себе честно на вопрос: "Мне важно, чтобы у моего ребенка было красиво и правильно в тетради" или "Хочу, чтобы он сделал сам, даже если не все верно и не везде красиво?". Если ваш ответ ближе к первому варианту, работать нужно с вами и вашим эго, а не с ребенком.


Но, если вам важно, чтобы он двигался в сторону самостоятельности, дайте ему шанс сделать "домашку" самому... или вообще не сделать... или сделать, но не до конца... или сделать, но допустить ошибку и получить СОБСТВЕННЫЙ опыт.


2. Будьте готовы к неудачам (и вашим, и ребенка).

Эмоциональное состояние родителя считывается ребенком быстрее, чем вы можете себе это представить. Все ваши тревоги передаются ему, и он больше думает про то, как бы не расстроить маму, папу, бабушку, чем про уроки. Более того, ребенок будет намного спокойнее и стабильнее по жизни, если вы будете реагировать на его оценки и неуспехи в школе спокойно и с улыбкой: "Так бывает", "Не расстраивайся", "Как я могу тебе помочь?"



3. Помогайте, но не делайте за ребенка.

Если ребенок советуется с вами или уточняет, правильно ли он понял ДЗ, не отказывайте, разберитесь вместе, но не делайте за него и старайтесь не давать готовых ответов, побуждая ребенка думать: где он может найти ответы на свои вопросы: уточнить у учителя или одноклассника, найти в учебнике или в интернете. Дайте понять, что вы тоже не всё можете знать.


4. Доверяйте ребенку больше и всегда верьте в него!

С каждым днем старайтесь все больше доверять ребенку выполнение домашних заданий, не проверяйте его (сделал или нет, до конца или нет, есть ошибки или нет). Тотальный контроль за ребенком может только усугубить процесс становление его ответственности. Лучше почаще говорите, что вы любите его вне зависимости, есть ли ошибки в ДЗ и "плохие" оценки в дневнике. Если видите, что ребенок сильно расстроился из-за неудачи с уроками (или получил замечание от учителя), не ругайте и не критикуйте, а обнимите и примите его "боль", именно так он осознает последствия своих действий и бездействий, именно так в нем рождается совесть. Критика от близких всегда воспринимается больнее и рушит веру в себя.



5. Хвалите ребенка!

Старайтесь делать это не просто словами типа "молодец", ведь он для вас всегда молодец и умница, старайтесь отмечать успехи конструктивно: "Как здорово, что у тебя сегодня получилось решить верно 4 примера!", "Вчера в диктанте ты написал правильно целых 8 слов, осталось запомнить всего 4!» и т.д. Это все укрепляет уверенность в ребенке!


6. Озвучьте свою позицию учителю, найдите в нем партнера и разделите ответственность.

Дайте понять, что вы готовы к сотрудничеству, но за ребенка делать уроки не будете: во-первых, это работа учителя, во-вторых, делать ДЗ или нет – это выбор ребенка. Обсудите вопрос оценивания учителем домашних заданий. Дайте понять, что самостоятельное выполнение «домашки» является важным для вас, что это резонирует с вашими семейными ценностями.

Учитель начальной, средней или старшей школы – это тот взрослый, который ведет вашего ребенка по пути образования.


7. Пообщайтесь с другими родителями.

Наверняка среди них будут те, кто разделяет такую позицию. Чем больше вас, активно нацеленных на развитие самостоятельности в детях, тем проще будет следовать выработанной стратегии. Более того, именно честно выполняемые учениками ДЗ могут стать для педагога верным индикатором успешности образовательного процесса.


8. Будьте всегда на стороне ребенка.

Даже если он не прав, не сделал уроки, получил двойку, на него жалуется учитель, - будьте за него! Ребенок должен знать, что дом и родители – это его крепость!


Главное, выполнение домашней работы не должно вызывать неприязнь у ребенка. Позволив ему самому проходить через трудности, при этом обеспечивая его нужной поддержкой, родитель задает прямой вектор к развитию самоорганизации школьника.

Школа Школа Осознанного Родительства