Статьи

Уошадь, лыба, маако. Когда идти к логопеду?

Единственный ли повод обратиться к логопеду – звуковое "коверканье"? Логопед ответит "нет" и скажет, что в каждом возрасте есть свои "звоночки", не только про звуки. Важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту для диагностики.


Чтобы вы точно знали, пора ли вашему ребенку к логопеду, Людмила Смолякова, логопед со стажем более 19-ти лет, подготовила для вас чек-листы про дошкольников по годам: с 2 до 6 лет.



В 2 года, если:

  • Ребенок не понимает речь взрослого;
  • Не произносит никаких звуков;
  • Не использует звукоподражания, простые слова;
  • В речи ребенка не появляются новые слова

В 3 года, если:

  • Ребенок говорит на своем, непонятном языке;
  • Не строит простые предложения (хотя бы из 2 слов);
  • Не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

В этом возрасте отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления.



В 4 года, если:

  • Не выговаривает звуки с, з, ц;
  • Пропускает или переставляет местами слоги;
  • Не знает или путает названия цветов;
  • Не знает или путает названия животных, овощей, фруктов.

В этом возрасте можно начинать работу по исправлению неправильно произносимых звуков. Ребенок может внимательно слушать и выполнять задания, контролировать собственную речь.


Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, желательно уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая структура, словарный запас, грамматика).



В 5 лет, если:

  • Не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ;
  • Совершает ошибки в окончаниях (согласования слов между собой);
  • Не умеет пересказывать;
  • Отвечает на вопросы односложно (одним словом).

В этом возрасте у ребенка достаточно богатый словарный запас, он может строить развернутые предложения и все меньше путает значения слов. Речь в пять лет уже больше похожа на речь взрослого человека, он пользуется словами всех частей речи своего языка.


В 6 лет, если:

  • Не выговаривает звуки л, р;
  • Затрудняется определить первый и последний звуки в слове;
  • Есть трудности в запоминании букв и цифр;
  • Затрудняется составить рассказ по картинке или серии картин
  • Не знает времена года;
  • Путает «направо» и «налево».


Речевое развитие — один из важных показателей готовности к школе. Все речевые трудности важно исправить до школы, чтобы они не мешали учебе.

Детский сад Тоддлер Школа