Статьи

Свобода и границы в пространстве Монтессори

Во время занятий ребенок находится в центре внимания взрослого. Мы следуем за его выбором. Основная задача взрослого охранять концентрацию ребёнка. Каждого ребёнка! Именно для этого необходимы общие правила.

В классе уважаются ритм и желания каждого ребенка, если они не нарушают ритм работы класса и кого-то в отдельности. Педагог останавливает детей в том случае, если ребенок своими действиями может нанести вред себе, другому ребенку, среде. В монтессори-педагогике свобода и дисциплина хорошо сочетаются. Процесс построен таким образом, что ребёнок, активно двигаясь, следует определённым правилам, принятым в классе. Правила позволяют поддерживать порядок, который так необходим для комфортной работы в среде, концентрации.

На правило, как на закон ориентируются и взрослые и дети. В последующем, это правило становится внутренним законом. Необходимо знать, как устанавливать правила, чтобы они были поняты и приняты. Взрослые должны показывать правильное поведение, говорить о нём. Важная сторона этого вопроса – принятие правил группы. Это одна из человеческих тенденций. У детей есть потребность быть частью группы. Им приятно соблюдать правила, которые гарантируют им свободу и комфорт в среде. Правило, преподнесенное правильным образом, даёт ребенку ощущение счастья. В этом случае ответственность за происходящее берёт на себя взрослый.

Знание правил ребёнком, их запечатление ведет к активной дисциплине. Тогда ребенок добровольно контролирует себя, следует правилам и ограничениям той среды, где находится. Соблюдая границы правил — мы получаем свободу. Необходимо помнить, что внутренняя дисциплина – это нечто обретаемое, а не врожденное. Наша задача – показать путь к этой дисциплине.

Закончить хочется цитатой Марии Монтессори из книги «Впитывающий разум»

«Дисциплина рождается тогда, когда ребенок сосредотачивает свое внимание на каком–то объекте, который привлекает его внимание…».

Автор статьи — Белякович Марина, монтессори-педагог