Статьи

Мир математики в монтессори классе

В мир математики каждый из нас попадает с первых минут жизни — ребёнок только родился, а в его жизни уже появились первые цифры: рост, вес.

Ребенок растет, не может выговорить слова «математика», а уже занимается ею, раскладывая игрушки, сортируя машинки и мячики.


Математикой проникнута вся наша повседневная жизнь – мы оцениваем расстояние, которое нужно пройти, наши дети раскладывают по кучкам конфеты и прикидывают, сколько воды может поместиться в большое ведро.
Это значит, что ребенок формирует элементарные математические представления не благодаря сложным упражнениям и специальным занятиям, а естественным образом, в ходе своих обычных игр, соответствующих его потребностям.


Известный итальянский педагог Мария Монтессори в свое время сделала очень важное утверждение. По ее словам, так называемый «математический дух» присущ каждому человеку просто потому, что он человек. Важно лишь вовремя этот дух «разбудить».
«Математическим духом» итальянский педагог называла различные математические способности. Это способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точность, оценивание и сравнение, аргументация и суждение, воображение и креативность.

Традиционно обучение математическим операциям мы привыкли начинать с чисел первого десятка – так нам понятнее, проще и нагляднее. Но Мария Монтессори подметила очень важную вещь – ребенок осваивает окружающий мир от общего к частному, пытаясь найти свое место в огромном пространстве. На этом открытии она и построила всю свою систему обучения – и в разделе математики, и в разделе языка, и в разделе космического воспитания.


Ребенок уже в 4,5 года в группе Монтессори, используя привлекательный и наглядный материал, с увлечением складывает, вычитает, умножает и делит многозначные числа, с легкостью постигая математические законы. Именно этот подход помогает ребёнку сделать открытие, а не использовать метод подбора.

Пособия, разработанные Марией Монтессори, дают ребёнку реальный опыт действий и ощущений. Например, он зрительно и тактильно воспринимает числа 1, 10, 1000 и, соответственно, различие между ними. Благодаря этому смысл любых математических понятий и действий ребёнку очевиден и нет необходимости что-либо заучивать автоматически.

Работая не с абстрактными понятиями, а с чувственным опытом, со временем ребенок в ходе работы начинает предвидеть результат — выполнять некоторые промежуточные действия в уме и становится независим от наглядного пособия. Со временем в процессе обучения наступает момент, когда ум ребенка по-настоящему готов оперировать абстрактными категориями. Этот путь от конкретного к абстрактному, который ребенок с увлечением проходит в группах Монтессори, обеспечивает его надежной базой для дальнейшего изучения математики на абстрактном уровне уже в школе.


Всего существует пять групп Монтессори-математического материала, с которыми ребенок начинает работу уже в детском саду (от 4 лет), и продолжает в начальной школе Монтессори. Все математические пособия итальянского педагога образуют цельную строгую систему. Эта система сформирована таким образом, что помогает ребёнку проникнуть в самую суть вычислительных операций.