Статьи

Как в частной Монтессори-школе вместо транслирования знаний пробуждают в школьниках интерес к познанию, обучению и исследованиям


Школьник первого класса с макетом Вселенной, частная школа по методу Монтессори

«Мы даем детям пространство для сомнений, удивлений, исследований. Это и есть современное образование. Наука и исследования развиваются постоянно, и мы за этим не успеваем. Не должно быть такого "я знаю всё", должно оставаться любопытство. Всё постоянно меняется. Весь Монтессори-материал нужен только для ориентировки, без научности, а если нужно подготовить ребенка к экзаменам, нужно сказать "выучи так, сдай и забудь, потому что через пару лет это может быть уже неправдой, так быстро меняется мир". Вот это и есть свобода, а не идеология.»

Эти слова Клауса Дитер Коль из Akademie Montessori Biberkor подходят под всю систему Монтессори на всех уровнях, от детского сада до старшей школы.

Но в первую очередь, они про "Большие истории". Большие истории - это основополагающие легенды/рассказы/версии об устройстве мира для школьников. Таких Больших историй в методике Монтессори — пять: по географии, биологии, истории, языку и математике.

Знакомство с ними происходит раз в год, и это — целое событие, торжественный ритуал! Огромного размера развивающие материалы, особая атмосфера и педагог-рассказчик.

Школьники начальной частной школы Монтессори исследуют историю нашей Вселенной

Самое важное в Больших историях — не транслировать истинное знание, а пробудить в детях интерес к исследованию, к знаниям, к истокам, а также связать вместе области знания и показать, что разные предметы обучения связаны воедино.

Можем ли мы, например, утверждать, что Большой взрыв породил нашу Вселенную? Ведь пройдёт время, появятся новые научные исследования, и всё может измениться. Но мы наверняка знаем, что это одна из версий. И задача педагога рассказать ее так, чтобы интерес у ребенка возник, а в дальнейшем - не угас.

Дети в частной школе по методу Монтессори слушают
Школа