Статьи

Чем занять тоддлера дома?

Безусловно, все родители нацелены на всестороннее развитие своих детей и считают, что начинать надо, как можно раньше. Для этого они скупают в магазинах все игрушки и книжки со словом «развивающая» и с чувством выполненного долга применяют их на своих детях. Однако, довольно быстро, с сожалением замечают, что ребенок перестал играть с навороченным детским планшетом, издающим всевозможные звуки.

На самом деле, мнение о том, что ребенок от двух до трех лет нуждается в каких-то особенных, развивающих, специальных игрушках ошибочно. Конечно, такие игрушки имеют место быть в детской, но следует помнить, что совершенной необходимости в них нет. Все, что нужно для успешного развития, ребенок легко может найти дома.

Давайте мысленно пройдем по квартире:

1. Детская. Здесь находятся все богатства ребенка: пирамидки, кубики, мячики и т.д. Необходимо помнить, что очень важен способ хранения игрушек в комнате. Красивые, доверху набитые корзины совсем не подходят (ребенок в них ничего не видит и первое, что он сделает – вытряхнет все содержимое наружу). Лучше пусть на небольшой полочке стоят несколько игрушек, и внимательная мама их будет менять, как только заметит, что ребенок утратил интерес к тому или иному предмету. При такой организации пространства Вам будет намного проще научить ребенка убирать на место то, с чем он уже закончил заниматься.

2. Кухня. Место, где малыш проводит довольно много времени. Если нет проблем с едой, он чувствует здесь себя вполне уверенно – она не связана ни с какими отрицательными эмоциями. Здесь ребенок учится обращаться со столовыми приборами, пользоваться салфетками, накрывать на стол и убирать тарелку за собой, вытирать со стола – эти действия к началу третьего года жизни ребенок вполне способен выполнить сам. Кроме того кухня – это место, где малыш может:
• Мыть посуду – весьма непростой навык, который требует соблюдения целой последовательности действий и обращения с разными составляющими: посуда, губка, струя воды, моющее средство, полотенце;
• Подметать пол – навык, тренирующий координацию движений, внимательность и сосредоточенность;
• Помогать маме готовить – участие в совместной деятельности со взрослым формирует самооценку;
• Манипулировать с различными емкостями различной величины – формирует представления о свойствах предметов;
• Знакомиться со свойствами жидких, сыпучих веществ, особенно при их смешении (это не очень нравится родителям, но весьма полезно для развития ребенка).

3. Коридор. Пространство для удовлетворения потребности в движении (если для этого нет специального спортивного уголка), если позволяет место, конечно. Кроме того, здесь ребенок тренируется в навыке одевания/раздевания (для этого важно организовать пространство нужным образом: крючок для одежды на уровне ребенка, низкий стульчик).

4. Гостиная. Как правило, именно здесь родители скапливают все достижения прогресса: компьютер, телевизор, музыкальный центр. Любой ребенок обращается с кнопками и пультами гораздо лучше своих бабушек. Очень приятно чувствовать себя всемогущим: нажал кнопку – тут же включился телевизор, заиграла музыка или что-то задвигалось. Здесь очень много разных «взрослых» предметов, назначение которых ребенку совершенно неясно, а значит, он будет стремиться эту ясность получить. Все, что открывается – будет открыто, все, до чего можно дотянуться – непременно окажется в руках. В этой комнате родителю предоставляется уникальная возможность расширять словарь ребенка и его кругозор.

5. Ванная. Излюбленное место детишек. Вода – это удовольствие и гарантированное общение с мамой или папой. В ванной можно играть с водой, рисовать специальными красками на стене, стирать вещи, делать пену, пускать пузыри, набирать в ведро воду для мытья пола. Также, важно сделать так, чтобы ребенок мог самостоятельно чистить зубы и мыть руки (подставить табуретку к раковине, повесить полотенчико на уровне ребенка).

6. Туалет. Здесь стоит горшок и, конечно, всем понятно, чем тут нужно заниматься ребенку. Однако, интерес малыша на этом не заканчивается: рычаг для спуска воды на унитазе, ершик для унитаза и безопасное моющее средство безусловно станут привлекательными для ребенка.

7. Спальня родителей. Во многом эта комната дублирует предыдущие пространства (полки, вещи, шкафы), за исключением, пожалуй, места, где хранятся мамины драгоценности и косметика. Отмывая ребенка от помады и выпутывая из бус, помните, что ребенок только что экспериментировал со своим телом и лицом и получал новый опыт.

Диваны, кровати и стулья, которые есть почти в каждой комнате, – это способ осваивать высоту и учиться управлять своим телом; в зеркале ребенок наблюдает за собой; работая с газетами и бумагой – развивает моторику и т.д.

Все вышеперечисленные занятия в монтессори-педагогике называются упражнениями практической жизни, они формируют в ребенке независимость, самостоятельность, уверенность в себе. Позволяйте ребенку быть самостоятельным и приветствуйте его инициативу!

Статья подготовлена педагогом группы для детей от 1,5 до 3 лет — Екатериной Чепелевич.

При написании статьи использовались материалы книги «Развитие личности ребенка от года до трех»