Статьи

Монтессори у вас дома. Что можно делать каждый день?

Мария Монтессори считала, что лучшей средой для ребёнка от рождения до трёх лет является родительский дом. Но следует учитывать, что обычно эта среда обустроена так, как удобно взрослым, и ребёнок тут находится в зависимой позиции.

Самостоятельно исследовать окружающий мир в полной мере он не может, даже когда умеет уже ползать или ходить, так как очень много интересующих его предметов стоят на высоких полках и в шкафах. Часто детей ругают за разбитую посуду и пролитую воду, но именно таким образом ребёнок может получить личный опыт.

Привнести монтессори-метод в свой дом просто. Попытайтесь создать максимально удобную среду для своего ребёнка, помните, что ему надо много двигаться, изучать окружающие вещи, собирать и разбирать простые конструкции. Вы всегда можете показать ребёнку какое-то действие, а потом дать ему возможность поупражняться самому:

— Покажите, как можно аккуратно наливать воду в разные ёмкости, перебирать крупы, чистить варёныеовощи, гладить тёплым утюгом Естественно, аккуратно получается не всегда покажите, как после себя убрать.

— Давайте на вкус и запах разные продукты и вещества: сырой картофель, лук, лимон, специи.

— Знакомьте на ощупь с разными материалами: дерево, ткани, железо, лёд, наждачная бумага.

— Позволяйте исследовать ребёнку всё, что его интересует. Если вещь ценная, хрупкая или опасная, покажите несколько раз аккуратно, объясняя её свойства.

— Знакомьте с тяжёлым и лёгким, большим и маленьким, высоким и низким, толстым и тонким, со всем!

Не бойтесь, что ребёнок маленький и не всё доступно для его понимания. Со временем вы увидите, что он очень хорошо всё усвоил.

Монтессори предполагает невообразимое количество простых и доступных для всех занятий, в том числе многие по самообслуживанию и по поддержанию порядка.

1. Переливание воды. Потребуется: поднос или таз, лейки, сосуды, красители (можно использовать обычные краски или кусочек гофрированной бумаги) Важно организовать для ребенка место, где будут лежать его тряпочки для уборки, веник, совочек, тазик, кувшин.
Еще один вариант переливания с пеной — добавляем в воду пену для ванны.
2. Расстегивание и застегивание. Потребуется: шнурки, одежда на молнии, кнопках, пуговицах. В зависимости от возраста предлагаем ребенку расстегнуть или застегнуть, развязать или завязать застежки.
3. Полив цветов. Лейка, цветы и вода.
4. Ходьба по линии. Берем изоленту или тесьму около 2 см. шириной. Можно проложить маршрут из комнаты в комнату, можно по кругу. Деткам постарше предлагаем наступать точно на линии, младшие ходят как получится. Вдоль линии можно положить мелкие предметы кубики или другую мелочь — условные грибы, цветы и ягоды, которые надо собирать. В этом случае не забудьте выдать ведерко.
5. Понюхать ароматы специй. Предложите ребенку понюхать — зерна кофе, стружку корицы, лавровый лист, апельсины, мяту, анис, гвоздику, душистый перец. .
6. Понюхать ароматы трав. Сделайте ароматное саше с аптечными травками — лавандой, мятой, тмином. В качестве мешочков используйте ставшие малыми хлопчатобумажные носочки. Предложите малышу, положить саше под подушку. Это может быть отличным мотивом для укладывания спать.
7. Восприятие температуры. Взять пару махровых полотенец. Одно намочить в холодной воде, другое в горячей. Полотенца разложить на полу и предложить малышу поочередно походить на них.
8. Рисование с рамками-вкладышами. Для детей ближе к 3 годам можно предложить рисование с вкладышами от рамок. Обводить вкладыши по контуру, затем их раскрашивать.
9. Готовим вместе. Вместе моем, чистим, режем овощи, фрукты. Предоставляем ребенку ломтикипродуктов и показываем, как составлять бутерброд. Предоставляем ягоды и толчем, даем стакан воды. Предлагаем сделать морс.
10. Выжимать мокрую губку. Можно разрезать губку на небольшие кусочки и выжимать с помощью чеснокодавки или скалки.
11. Провести ревизию носков. Подбирать парные носки.
12. Стирать. Помогать складывать грязные вещи в стиральную машину. После того как мама положит средство для стирки и выберет режим нажать на кнопку старт!
13. Включать-выключать свет. Если выключатели расположены высоко можно предложить включать-выключать светильник или фонарик.
14. Сделать домик из нескольких стульев и одеяла. Стулья поставить друг к другу спинками. Сверху положить крышу — одеяло.
15. Игры на мелкую моторику. Сортировка мелочей (пуговиц, бусин, деталей лего) по форме, размеру, цветам.
16. Перекладывание предметов щипцами для салата, специальными «хваталками» или другими приспособлениями.
17. Вылавливание предметов половником или маленьким ситечком. Можно совместить с купанием.
18. Мыть игрушки. Можно совместить с купанием.
19. Мыть пол. Можно мыть пол вместе с ребенком, обеспечив его собственной тряпкой, шваброй и ведром.
20. Наведение порядка в шкафу с вещами. Учим ребенка складывать вещи и складываем совместно.
21. Игры с прищепками. Для помладше отцеплять и сортировать по цвету. Для малышей постарше прицеплять по цвету.
22. Дыхательная гимнастика. Задувание свечи, свист в свистульку, дуть на различные легкие предметы — перышки, вырезанные бумажные птички и т.п. Очень важные упражнения для развития речи!

Удачи вам в домашних занятиях с детьми.

Статья подготовлена Ивановой Любовью — педагогом группы 3-6 в отделении Жуковка