Статьи

Психологические особенности возраста 6-12 лет в Монтессори методе

Вместе с Монтессори-педагогом Людмилой Смоляковой поговорим о детской психологии 6-12 лет в Монтессоре методе. Но прежде чем начать детально углубляться в какой-либо детский возрастной период, давайте вспомним возрастную периодизацию, созданную Марией Монтессори.

Мария Монтессори считала, что в каждый период взросления ребенок решает определенные возрастные задачи. Длительность каждого периода приблизительно 3 года.

Возраст 0-3 – Духовный эмбрион, впитывающее сознание, развитие — чувственного опыта.
Возраст 3-6 – Строитель самого себя, развитие наглядно образного мышления.
Возраст 6-9 – Исследователь окружающего мира, развитие абстрактного мышления.
Возраст 9-12 Учёный, большой интерес к знаниям, накопленным предыдущими поколениями,
Возраст 12-15 «Дети Земли», желание приносить пользу другим, самостоятельно зарабатывать.

В системе Монтессори-образования школьный период наступает, как правило, в 6-6,5 лет. В этом возрасте у ребенка начинают происходит определенные физиологические и психологические изменения, которые свидетельствуют о переходе на новый этап развития.

Изменения в физиологическом плане – это смена молочных зубов на постоянные, активное созревание лобных долей коры головного мозга, отвечающих за самоконтроль и саморегуляцию, удлиннение тела, дети становятся сильнее и выносливее.

Характеризуя ребенка 6-9 лет в психологическом плане, Мария Монтессори отмечала появление аналитического мышления, переход на абстрактный уровень. Конкретные материалы, которых так много в среде 0-6, сродни аэродрому для самолёта — ребёнок упражняется, пока не будет способен самостоятельно «взлететь». Жажда ребёнка к знаниям и аналитическое мышление дают потрясающие результаты в развитии!

Возраст от 6 до 9 лет называют возрастом «расцвета воображения». Дети могут представить прошлое и будущее, и это дает им возможность путешествовать во времени с помощью своего воображения. Следовательно, детям уже можно изучать историю. Кроме того, дети могут представить себе далёкие города и страны, даже такие, в которых они никогда не бывали.

В этом возрасте у детей появляется много вопросов, они всё ставят под сомнение и сами хотят найти подтверждение своему мнению.

В возрасте от 6 до 9 лет у детей появляется необходимость в следовании правилам, кроме того, дети начинают сами эти правила создавать. Именно поэтому в классах Монтессори педагоги стимулируют обсуждение правил и причины их нарушений.

Это возраст, когда детям важно работать в группе. Именно в этот период у них появляются друзья.

Кроме того, в этом возрасте становятся важными вопросы морали. Детям нужно знать, что такое «справедливо» и «несправедливо». Дети начинают ябедничать. Но это происходит потому, что они хотят выяснить чувство справедливости взрослого, определить для себя существующие социальные границы. В этой ситуации ребенку нужно обязательно ответить, разъяснить, что плохо и что хорошо. Но лучше спросить: «А ты сам как считаешь?» Таким образом, инициатива передается ребенку, и он перестанет обращаться к взрослому.

В период с 6-ти до 12-ти лет исчезает стремление к порядку. Дети все бросают, не желают мыться, им нравится носить одежду с дырками и т.д. Потребность в поддержании порядка перестает быть приоритетной. Часто дети копируют отрицательное поведение, примеривая на себя различные социальные роли, проживая их через реакцию окружающих. Это может сильно пугать родителей, которые думают, что таким ребенок будет постоянно. На самом деле, поведение ребенка волнообразно и проявления характера часто меняются, но не так остро, как это будет происходить в период пубертата.

В этом возрасте дети начинают самостоятельно планировать свою деятельность — сначала на день, а потом и на более длительные отрезки времени (неделю, месяц). Шестилетки могут писать огромные списки дел, не выполняя их. Но со временем возникает анализ, и списки становятся более реальными. В конце занятия вместе с учителем дети выполняют самоанализ. А в конце учебной недели они анализируют весь временной отрезок, оценивают события, произошедшие за этот период и себя в них.

Таким образом, ребёнок за достаточно короткий временной период проходит достаточно большие преобразования — от ребёнка в самом начале до практически взрослого человека.

В этой связи взрослым важно помнить об этом и уважительно относится ко всем происходящим возрастным изменениям, стараясь избегать их оценки с позиции «плохие-хорошие», а рассматривая их как важный психологический и социальный опыт. Этот опыт в дальнейшем ляжет в жизненную копилку ребенка. И чем более разнообразным будет этот опыт и его проявления, тем более гибким и успешным будет ребенок в будущем.

Статья подготовлена Монтессори-педагогом Людмилой Смоляковой

В нашей альтернативной школе Школа Великих Открытий открыт набор на новый учебный год с 0 по 9 класс. Приходите на экскурсию по школе в поселок Жуковка-2. Мы находимся в Одинцовском районе Московской области рядом с Усово у ж/д станции Ильинское и поселком Барвиха в 10 км от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе и в 10 км от города Одинцово.
Также записаться на экскурсию можно по телефону +7(495)260-8325
Школа