Статьи

Признаки готовности ребенка к школе

Часто в преддверии школьного возраста ребенка родители начинают задумываться о том, когда лучше отдать ребенка в школу. Готов ли он к этому новому этапу в жизни? Будет ли успешен в незнакомой обстановке? Не совершат ли они ошибку, оставив его еще на целый год в детском саду?

Волнения родителей легко развеиваются, когда они знают определенные базисные компетенции, которыми должен обладать ребенок при переходе из детского сада в школу.
⠀⠀
Обратите внимание на эти критерии развития ребенка, не забывая однако, что не бывает ни одного первоклассника, который бы полностью соответствовал этому списку.




Физиологическая готовность

  • Смена молочных зубов на постоянные. Всего 1 выпавший молочный зуб уже может говорить о готовности ребенка к школе.
  • Возраст и вес. Физиологи отмечают, что есть нормы веса и роста, но эти показатели очень условны.
  • Развитие крупной и мелкой моторики. Ребенку необходимо понимать свое тело, чувствовать его (здесь полезны прогулки, катание на велосипеде, роликах и тд) – это определенная основа, на которую уже идет наслоение сложных элементов мелкой моторики.
  • Координация системы «рука-глаз». Способность ребенка нарисовать ровную линию, вырезать по контуру, наклеить ровно аппликацию.
  • Филиппинский тест. Если ребенок может левой рукой сверху через голову достать правое ухо и наоборот.

Эмоционально-волевая готовность

  • Навык самостоятельной работы. Ребенок может без контроля взрослого выполнить и завершить работу.
  • Способность выдерживать нагрузки. Речь идет об эмоциональных нагрузках и определенных стрессах, которые являются частью любой школьной жизни.
  • Способность выдерживать разочарования. Понимание обстоятельств и адекватная реакция на невозможность достижения желаемого.
  • Уверенность в себе и своих силах. Адекватная самооценка – залог внутренней силы.
  • Умение выражать чувства адекватно ситуации - важнейший навык экологичного выхода из эмоционально-напряженных ситуаций.
  • Умение оценивать свою работу (рефлексия).
  • Умение находить и исправлять свою ошибку.

Социальная готовность

  • Чувствовать себя членом группы. Когда взрослый обращается ко всему классу, а ребенок понимает, что обращаются и к нему.
  • Принимать и соблюдать правила (в игре, в работе, в общении).
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации. В первую очередь уметь договариваться либо призывать на помощь взрослого.
  • Воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других до конца.

Мотивационная готовность

(желание ребенка идти в школу, вызванное определенным мотивом)

  • Учебный. "Хочу учиться в школе, мне это нравится!"
  • Познавательный. "Мне интересно учиться! Там я узнаю много нового "
  • Позиционный. "Хочу заниматься важным, значимым делом - как взрослый"

Познавательная готовность

  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Память - краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память.
  • Развитая речь. Правильное звукопроизношение, богатый словарный запас, развитая устная речь, умение классифицировать и обобщать, составлять связный рассказ.
  • Логически связное мышление. Способность усматривать взаимосвязи и закономерности например того, что он уже слышал ранее и того, что узнал только что.
  • Определенный запас знаний об окружающей среде. Знание времен года, дней недели, название пальчиков, в каком городе живет и т.д.
  • Развитие образных представлений. Умение представить себе что-то, чего никогда не видел – другую страну, неизвестное животное и т.д.
  • Любознательность и интерес к учению, желание узнавать что-то новое. Это про период почемучек. Очень важно отвечать на все вопросы - этот период пройдет, и кругозор ребенка так активно уже развиваться не будет.
Школа