Страница находится в разработке. Открытие ступени - сентябрь 2022, подробности по телефону +74952608325
Статьи

26 критериев готовности ребенка к школе. Нужна ли подготовка к школе и, если да, то какая?

Обратите внимание на эти критерии готовности к обучению в школе, не забывая однако, что не бывает ни одного первоклассника, который бы полностью соответствовал этому списку.

Более того, рекомендуем вам посмотреть прямой эфир о готовности ребенка к школе с ведущими Монтессори-педагогами Школы Великих Открытий с опытом более 15 лет с детьми сада и школы. Во время этого эфира педагоги также затронули тему нейропедагогического подхода — использования знаний неврологии, психофизиологии, мозговой организации психических процессов в обучении и развитии детей. По ссылке — пирамида обучения, которая наглядно иллюстрирует, насколько всё обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависят от нижних этажей и особенно от фундамента — нервной системы.

Физиологическая готовность

Мальчики первого класса частной школы в Одинцовском районе

  • Смена молочных зубов на постоянные. Всего 1 выпавший молочный зуб уже может говорить о готовности ребенка к школе.

  • Координация системы «рука-глаз». Способность ребенка нарисовать ровную линию, вырезать по контуру, наклеить ровно аппликацию.

  • Возможность ребенка левой рукой сверху через голову достать правое ухо и наоборот (филиппинский тест).

  • Развитие крупной и мелкой моторики. Ребенку необходимо понимать свое тело, чувствовать его (здесь полезны прогулки, катание на велосипеде, роликах и т.д.) – это определенная основа, на которую уже идет наслоение сложных элементов мелкой моторики.

  • Возраст и вес. Физиологи отмечают, что есть нормы веса и роста (можно найти такие таблицы, но мы не стали бы ориентироваться на них, эти показатели очень условны).

Эмоционально-волевая готовность

Мальчик начальной частной школы в Одинцовском районе самостоятельно работает над заданием

  • Навык самостоятельной работы. Ребенок может без контроля взрослого выполнить и завершить работу.

  • Способность выдерживать нагрузки. Речь идет об эмоциональных нагрузках и определенных стрессах, которые являются частью любой школьной жизни.

  • Способность выдерживать разочарования. Понимание обстоятельств и адекватная реакция на невозможность достижения желаемого.

  • Уверенность в себе и своих силах. Адекватная самооценка – залог внутренней силы.

  • Умение выражать чувства адекватно ситуации - важнейший навык экологичного выхода из эмоционально-напряженных ситуаций.

  • Умение оценивать свою работу (рефлексия).

  • Умение находить и исправлять свою ошибку.

Социальная готовность

Урок на природе в мини-группах у школьников начальных классов

  • Чувствовать себя членом группы. Когда взрослый обращается ко всему классу, ребенок понимает, что обращаются и к нему.

  • Принимать и соблюдать правила (в игре, в работе, в общении).

  • Конструктивно решать конфликтные ситуации. В первую очередь уметь договариваться либо призывать на помощь взрослого.

  • Воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других до конца.

Мотивационная готовность

Два мальчика первого класса частной школы занимаются в зоне математики в среде Монтессори

Мотивационная готовность - это желание ребенка идти в школу, вызванное определенным мотивом:

  • Учебный: "Хочу учиться в школе, мне это нравится!".

  • Познавательный: "Мне интересно учиться! Там я узнаю много нового ".

  • Позиционный: "Хочу заниматься важным, значимым делом - как взрослый".

Познавательная готовность

Школьники начальных классов занимаются с педагогом по английскому

  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени.

  • Память - краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память.


  • Логически связное мышление. Способность усматривать взаимосвязи и закономерности например того, что он уже слышал ранее и того, что узнал только что.

  • Определенный запас знаний об окружающей среде. Знание времен года, дней недели, название пальчиков, в каком городе живет и т.д.

  • Развитие образных представлений. Умение представить себе что-то, чего никогда не видел – другую страну, неизвестное животное и т.д.

  • Любознательность и интерес к учению, желание узнавать что-то новое. Это про период почемучек. Очень важно отвечать на все вопросы - этот период пройдет, и кругозор ребенка так активно уже развиваться не будет!
Школа