СИСТЕМА МОНТЕССОРИ
Методика Монтессори — это педагогическая система, разработанная врачом и педагогом Марией Монтессори.

Методика основана на идее свободного воспитания, где педагог наблюдает за ребенком и создает для него специально-подготовленную образовательную среду, исходя из интересов и потребностей ученика.
О СОЗДАТЕЛЕ МЕТОДИКИ
Решением ЮНЕСКО имя Марии Монтессори было включено в список четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Высшее образование тогда было доступно только мужчинам, но Мария Монтессори поступила в техническую гимназию для юношей и окончила медицинский университет.
«В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер, предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих»
Мария Монтессори
итальянский врач, педагог и учёный
1870–1952
Работая врачом, Монтессори пришла к педагогике и создала систему, основанную на гуманизме, уважении к личности и свободном воспитании.
В университете ей запрещали посещать лекции без сопровождения отца, и она не могла входить в аудиторию, пока все мужчины не займут свои места. Несмотря на неодобрение сокурсников, она получила высшее образование.
ИДЕЯ И ПРИНЦИПЫ
Дети сами способны к обучению: им лишь надо помочь, делать вместе с ними, но не вместо них.
Необходимо предоставить ребенку выбор и свободу действий в специально созданной образовательной среде. В ней, под чутким руководством педагога, ребенок сумеет развить стремление к обучению и познанию себя через познание окружающего мира.
Основная идея системы Монтессори выражается в принципе «Помоги мне это сделать самому»
СРЕДА МОНТЕССОРИ 0-6 ЛЕТ
Самый первый шестилетний этап развития детей Мария Монтессори сравнивала с яйцом гусеницы: все процессы происходят внутри ребенка — то, что заложено природой, обязательно случится. Единственное, что могут сделать взрослые, — это создать среду, которая будет питать ребенка и помогать ему развиваться. Дети, как губки, впитывают в себя все возможные знания, ведь именно сейчас у них активно работает «впитывающий разум» (термин, введенный Марией Монтессори).
Все возрастные периоды, через которые проходит ребёнок, Мария Монтессори сравнивала с метаморфозами бабочки
Девиз первого шестилетнего периода развития ребенка: «помоги мне сделать это самому!»

В этот период у детей существуют определенные потребности, которые способна удовлетворить среда, создаваемая взрослыми:

социальная жизнь: ребенок должен получить начальный опыт социальной жизни, он впитывает разные модели поведения от разных людей, и ему важно научиться коммуницировать;

движение: детям необходимо научиться контролировать собственное тело, поэтому важно не ограничивать движения ребенка;

исследование через предметы: дети познают мир через предметно-манипулятивную деятельность — им важен постоянный контакт с окружающей средой, чтобы понять ее и установить причинно-следственные связи;

освоение бытовых навыков: дети приобретают навыки самообслуживания для того, чтобы заботиться о себе, ухаживать за окружающим пространством и помогать другим людям, ведь когда ребёнок осваивает «функциональные независимости», они становятся точкой опоры для уверенности в своих силах — «справился с пуговицей, справлюсь и с чтением книги».
Специально-подготовленная среда в Школе Великих Открытий способна ответить на все возрастные потребности: обучение в разновозрастных классах, разнообразие Монтессори- и Реджио- материалов, педагог-наставник, наблюдающий за ребенком и чутко направляющий его, специально созданные зоны в классе (зона практической жизни, сенсорного развития, языка, математики, космоса — окружающего мира во всем его многообразии).
СРЕДА МОНТЕССОРИ 6-12 ЛЕТ
Девиз этого периода Мария Монтессори обозначала, как «человек своего места и времени»: дети активно познают среду, питаются знаниями, задаются нравственными вопросами — начинают рассуждать.
Из абсорбирующего ума дети к 6 годам переходят к рассуждающему уму. Это означает, что они не просто принимают те данные, которые им дают, а ставят их под сомнение — «почему именно так?».
Мария Монтессори сравнивала детей на этом этапе развития с гусеничками: они активно познают среду, питаются знаниями.
У возраста 6−12 также есть определенные потребности:

овладение культурой и изучение наук — математики, физики, химии, а также космоса, мироустройства: в традиционной школе детям дают эти науки в более старшем возрасте, в 7−8 классе, но дети этого уже не хотят — они находятся на ином этапе развития;

потребность быть во внешкольном кругу, потому что ребенку в этом возрасте крайне важно признание группой;

совершенствование движений и потребность в физических испытаниях: дети в этом возрастном периоде очень активны, они усложняют движения и хотят новых физических вызовов.
В специально-оборудованной среде у детей есть возможность познавать этот мир в больших пропорциях: проводить опыты, ставить эксперименты, выезжать за пределы школьных стен — развивать необходимые для жизни hard и soft скиллы.

В Школе Великих Открытий дети практикуют навыки эффективной коммуникации и ораторского мастерства через доклады и защиту проектов, получают разнообразные физические вызовы от жизни на природе и совершенствуют бытовую самостоятельность во время выездов в загородный кампус — на Землю Великих Дел. А рядом с учениками всегда находится их верный и надежный наставник — педагог.
СРЕДА МОНТЕССОРИ 12-18 ЛЕТ
Дети на этапе с 12-ти до 18-ти лет сравнимы с куколкой бабочки: все процессы вновь происходят внутри ребенка, и взрослый не может на них воздействовать – лишь создавать благоприятную среду.
Девиз этого возрастного периода — «Не учите меня жить!»
Ребенок этого возраста претерпевает значительные изменения: гормональный всплеск, интенсивный рост, обостренное чувство стыда из-за изменений в теле, нестабильное эмоциональное состояние, ухудшение сна, частая смена вкусовых предпочтений — словом, поиск себя от и до.

Родителю в этот период отводится роль друга и напарника, но никак не авторитета. В качестве кумиров лучше искать других взрослых: тренеров, учителей и т. п. Взрослый продолжает нести ответственность за формирование развивающей среды для ребенка.
У подросткового возраста также есть ряд потребностей:

поиск своего места в жизни: дети проходят через свои первые профессиональные пробы, стремятся к экономической независимости;

самовыражение: помимо того, что подросткам важно ощущать принадлежность к определенной социальной группе, им также хочется выделяться и максимально быть собой — они стремятся стать кем-то значимым в первую очередь для себя;

готовность приносить пользу обществу: неважно, происходит это внутри вашей семьи или в более глобальных масштабах, детям необходимо признание обществом их вклада — это взращивает самооценку.
  • Дети изучают дисциплины через погружение и создание проектов, наблюдая взаимосвязь школьных предметов и реальной жизни;

  • Посещают занятия по профориентации, выставки образования и дни открытых дверей в учебных заведениях;

  • Прокачивают навыки финансовой грамотности, участвуя в бизнес-игре и работая над собственными социальными проектами;

  • Выезжают в загородный кампус, практикуя навыки работы в команде и со-существования в быту;

  • Обращаются за помощью и советом к наставникам-педагогам, а также к ресурсному центру школы (психологу) для того, чтобы научиться справляться с собственными чувствами: слышать себя и других.
Работа с детьми 12−18 лет фокусируется на самоопределении и образовательных результатах.
Образовательная среда в Школе Великих Открытий выходит за рамки школьных стен и продолжает расширяться.

Основные направления обучения этого возраста включают в себя подготовку к государственным экзаменам с одновременным развитием универсальных навыков, компетенций и личностных качеств, которые станут базой для академических успехов ребенка и обеспечат ему эффективную адаптацию в новой учебной среде.
ШКОЛА ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ
На протяжении 21 года Школа Великих Открытий работает по системе Монтессори, применяя ее основные принципы обучения и философию не только по отношению к детям, но и ко взрослым. Мы выходим за рамки просто школы и детского сада для детей и стремимся своим примером показать, что Школа — для всех. И для взрослых в том числе.
Мы создали образовательное сообщество детей и взрослых, где каждый открываeт самого себя и свои возможности.